МОУ "Екшурская СОШ"
Рязанская область Клепиковский район с.Екшур 
  • ГИА

    Объявление о датах проведения итогового сочинения (изложения) в 2024-2025 учебном году

    ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ

    Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школы-«зачет-незачет») и формой индивидуальных достижений абитуриента (оценка вуза-до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Учет результата сочинения в вузе осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза


    Итоговое сочинение, в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения. Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА – бессрочно.

     

    Утверждены тематические направления итогового сочинения 2024/25 учебного года:
     

    ФИПИ опубликовал структуру закрытого банка тем итогового сочинения на 2024-2025 учебный год.

    В 2024-2025 учебном году комплекты тем итогового сочинения формируются из ежегодно пополняемого закрытого банка тем итогового сочинения. Комплекты будут содержать как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в 2024 г.

    Порядок и процедура проведения итогового сочинения (изложения), критерии их оценивания в новом учебном году не меняются.

    Основной день проведения итогового сочинения — 4 декабря 2024 года.

    → Разделы и подразделы: 1is.pdf
    → Комментарии к разделам: 2is.pdf
    → Образец комплекта тем 2024-2025 учебного года: 3is.pdf
    → Критерии оценивания итогового сочинения: 4is.pdf / открыть на отдельной странице.
    → Бланки итогового сочинения: 4ege.ru/sochinenie/71924-b...
    → Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения: 4ege.ru/sochinenie/71923-m...

    → Все темы итогового сочинения с 2014 года.


    Разделы и подразделы закрытого банка тем ИС

    1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

    1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
    1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
    1.3. Познание человеком самого себя.
    1.4. Свобода человека и ее ограничения.

    2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

    2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
    2.2. Человек и общество.
    2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.

    3. Природа и культура в жизни человека

    3.1. Природа и человек.
    3.2. Наука и человек.
    3.3. Искусство и человек.
    3.4. Язык и языковая личность
     

    В каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка:

    темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;
    темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека»;
    темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».




    Комментарии к разделам

    Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

    Темы этого раздела:
    → связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
    → нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
    → касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
    → позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
    → побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.

    Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

    Темы этого раздела:
    → связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
    → нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
    → касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
    → позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;
    → побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.

    Раздел 3. Природа и культура в жизни человека

    Темы этого раздела:
    → связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
    → нацеливают на рассуждение об искусстве и о науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке (в том числе родном) и языковой культуре;
    → касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами), важности;
    → позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, сохранения исторической памяти и традиционных ценностей;
    → побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.


    Образец комплекта тем

    Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения.

    147. О чём люди чаще всего мечтают?
    249. Чем опасно равнодушие?
    311. Какая из мыслей М.Ю. Лермонтова Вам ближе: «Я ищу свободы и покоя» или «Так жизнь скучна, когда боренья нет»?
    411. Что значит быть гражданином?
    501. Человек науки – каким он должен быть?
    629. Разделяете ли Вы мнение о том, что речевая культура человека – зеркало его духовной культуры?

     

    Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. Оценивается сочинение по системе «зачёт»/«незачёт». Рекомендуемый объем сочинения − от 350 слов, минимальный – не менее 250 слов. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание итогового изложения.


    Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации.

    Оценивается оно по системе «зачет»/«незачет».

    Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения.

    Комплекты тем итогового сочинения для различных регионов станут известны за 15 минут до его начала по местному времени.

    Обучающимся 11  классов и экстернам предстоит написать итоговое сочинение (изложение) уже 4 декабря 2024 года. Выпускники прошлых лет, обучающиеся СПО, обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных ОО, а также лица со справкой об обучении вправе писать итоговое сочинение по желанию.

    Объявление о датах проведения итогового сочинения (изложения)               

    в 2024-2025 учебном году

    В 2024-2025 учебном году итоговое сочинение (изложение) проводится:

    04 декабря 2024 года,

    05 февраля 2025 года,

    09 апреля 2025 года.

    Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации (далее-ГИА) для обучающихся XI (XII) классов, экстернов организуется 04 декабря 2024 года.

          Иные категории участников (выпускники прошлых лет, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования,  обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, лица, допущенные к ГИА в предыдущие годы, но не прошедшие ГИА или получившие на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получивших повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА (лица со справкой об обучении) участвуют в итоговом сочинении по желанию и самостоятельно выбирают сроки написания итогового сочинения.

    Объявление о сроках, местах и порядке информирования о результатах итогового сочинения (изложения)

    Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачет» или «незачет».

    Ознакомление с результатами итогового сочинения (изложения) происходит по месту подачи заявления на написание итогового сочинения

    (изложения).

    Факт ознакомления участников итогового сочинения (изложения)          с результатами итогового сочинения подтверждается их подписью                   в протоколе ознакомления с указанием даты ознакомления.

    Результаты итогового сочинения (изложения) будут известны не ранее чем через 12 календарных дней (двенадцать) после 4 декабря 2024 г.                и 5 февраля 2025 г. и не ранее чем через 8 (восемь) календарных дней после       9 апреля 2025 г.

    Образы бланков итогового сочинения (изложения) участников (выпускников текущего года) будут доступны для ознакомления на портале http://checkege. rustest. ru

    Объявление о сроках и местах регистрации для участия в написании итогового сочинения (для выпускников прошлых лет, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, обучающихся, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, лиц со справкой об обучении)
    на территории Рязанской области в 2024-2025 учебном году

    Итоговое сочинение в целях использования его результатов при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета в образовательные организации высшего образования вправе писать по желанию лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования – для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года), и (или) подтверждающий получение среднего профессионального образования, граждане, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее вместе – выпускники прошлых лет), обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования (далее – обучающиеся СПО), или получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, граждане, допущенные к ГИА в предыдущие годы, но не прошедшие ГИА или получившие на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получившие повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА (далее – лица со справкой об обучении).

    Указанные категории участников самостоятельно выбирают даты написания итогового сочинения.

    Даты проведения итогового сочинения в 2024-2025 учебном году:

    04 декабря 2024 года,

    05 февраля 2025 года,

    09 апреля 2025 года.

    Для участия в итоговом сочинении необходимо подать заявление не позднее чем за две недели до установленных дат проведения сочинения:

    выпускникам прошлых лет – в муниципальный орган управления образованием по месту жительства;

    обучающимся СПО – в организации, осуществляющие образовательную деятельность, в которых обучающиеся осваивали образовательные программы среднего общего образования в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования;

    обучающимся, получающим среднее общее образование в иностранных образовательных организациях – в муниципальные органы управления образования, осуществляющие управление в сфере образования;

    лица со справкой об обучении – в образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность, в которой указанные лица восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения ГИА.

    Заявления для участия в написании итогового сочинения подаются лично на основании документа, удостоверяющего личность, или родителями (законными представителями) участников на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.

    Выпускники прошлых лет при подаче заявления предъявляют оригиналы документов об образовании или надлежащим образом заверенные копии документов об образовании. Оригинал (копия) иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка.

    Для организации условий, учитывающих состояние здоровья и особенности психофизического развития, участники с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предъявляют оригинал или  надлежащим образом заверенную копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, дети-инвалиды и инвалиды – оригинал справки или надлежащим образом заверенную копию справки, подтверждающий факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

    Форма заявления об участии в итоговом сочинении    

    Кому

    Заявление об участии в итоговом сочинении

    (Фамилия)

    (Имя)

    (Отчество)

    .

    .

    (Дата рождения)

    (Контактный телефон)

    Наименование документа, удостоверяющего личность:

    Реквизиты документа, удостоверяющего личность:

    Серия

                 Номер

    Пол:

    Мужской

    Женский

    СНИЛС

    Прошу зарегистрировать меня для участия в итоговом сочинении (отметить дату участия в итоговом сочинении):

    в первую среду декабря

    в первую среду февраля

    во вторую среду апреля

    для использования его при приеме в образовательные организации высшего образования.

    Прошу организовать проведение итогового сочинения в условиях, учитывающих состояние моего здоровья, особенности психофизического развития, подтверждаемые:

    оригиналом или надлежащим образом заверенной копией рекомендаций ПМПК

    оригиналом или надлежащим образом заверенной копией справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной ФГУ МСЭ

    Необходимые условия проведения итогового сочинения:

    C Памяткой о порядке проведения итогового сочинения ознакомлен (-а) Подпись заявителя                                             /                                               (ФИО)

    «      »                       20     г.

    Регистрационный номер

                                                                             

    Если вы хотите писать итоговое сочинение, не забудьте зарегистрироваться в установленные сроки!!!

    После подачи заявления необходимо:

    • ознакомиться с информацией о местах, сроках и порядке проведения ИС(И);
    • получить уведомление с указанием даты, времени, места проведения ИС(И), кода регистрации, необходимого для получения результатов на региональном сервере;
    • явиться на ИС(И) в соответствии с указанными в уведомлении датой, временем, местом проведения ИС(И). При себе иметь паспорт.

    При подготовке к итоговому сочинению (изложению) могут быть полезны следующие ресурсы, ссылки на которые Вы можете найти в специализированном разделе «Итоговое сочинение (изложение)» сайта ФГБНУ «ФИПИ» или по ссылке https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie (анализ результатов итогового сочинения (изложения), типичные ошибки и методика подготовки к ИС(И)).

    Приказ Минпросвещения, Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»

    ПРИКАЗ МИНОБРАЗОВАНИЯ Рязанской области О ПРОВЕДЕНИИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ) НА ТЕРРИТОРИИ Рязанской области №1469 ОТ 09.10.2024 Г

    Письмо Рособрнадзора №ОВ/12-11295 от 18.10.2024г. о направлении методических документов, рекомендуемых при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2024/25 учебном году:

    1. Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2024/25 учебном году
    2. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2024/25 учебном году

    Инструкция для участника итогового сочинения к комплекту тем итогового сочинения

    Инструкция для участника итогового изложения к тексту для итогового изложения

    Памятка о порядке проведения итогового сочинения (изложения) для ознакомления обучающихся и их родителей (законных представителей)

    Инструкция для технического специалиста по получению комплектов тем итогового сочинения

    Инструкция для участника итогового сочинения (изложения), зачитываемая членом комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) в учебном кабинетеИнструкция для руководителя образовательной организации

    Инструкция для технического специалиста при проведении итогового сочинения (изложения)

    Инструкция для членов комиссии по проведению итогового сочинения (изложения)

    КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ

    Приказ УО И МП Администрации Клепиковского района № 163 от 28.10.2024 «О проведении итогового сочинения в общеобразовательных организациях Клепиковского района»

    ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ СОЧИНЕНИЯ 

    Анализ итоговых сочинений позволяет выявить сильные и слабые стороны работ, рассмотреть способы исправления типичных ошибок, допускаемых участниками итогового сочинения, дает возможность объективно оценить степень подготовленности к написанию итогового сочинения.

    Результаты прошлых лет свидетельствуют о том, что выпускники с хорошей образовательной подготовкой умеют:

    • создавать самостоятельный полноформатный связный текст, объем которого задается целями и логикой авторского высказывания;
    • выбирать убедительный путь раскрытия темы;
    • обогащать и углублять исходный тезис дополнительными смыслами;
    • подбирать литературный материал не только как иллюстрацию к тезису, но и как логическое продолжение собственных рассуждений в литературном контексте;
    • строить логичное развернутое письменное высказывание с продуманной композицией, создавая в смысловом отношении целостный текст, все элементы которого взаимосвязаны и последовательно расположены;
    • выстраивать аргументацию, последовательно подводящую к выводам;
    • видеть собственный путь раскрытия темы;
    • свободно владеть речью и навыками грамотного письма.


     

    ПАМЯТКА ПО ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ

    • Работы выпускников оцениваются по системе «зачёт-незачёт» и являются допуском к ЕГЭ.
    • На работу дается 3 часа 55 минут.
    • Темы сочинений (из шести нужно выбрать одну) станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена.
    • Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе служебные слова и цитаты; название темы не включается), то выставляется «незачёт» за всю работу.

    • Если сочинение признано списанным, то выставляется «незачёт» за всю работу.

    Критерий 1. Соответствие теме. Важно выбрать понятную тему и четко ответить на вопрос.

    Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала.

    1. Пример должен быть из опубликованного литературного произведения.
    2. Для зачёта достаточно одного литературного примера, безопаснее – два, можно больше.
    3. Можно привлекать самые разные литературные произведения: фольклор (сказки, былины, легенды), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную  литературу  (в  том  числе  философскую,                                                                         психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику.
    4. Примеры могут быть из отечественной и мировой литературы.
    5. Если в теме вопрос касается фильма, музыкального произведения и пр., это значит, что оно может рассматриваться только как дополнение к обязательному примеру из книги.
    6. Манги, комиксы, фанфики не рассматриваем.

    Критерий 3. Композиция и логика рассуждения (см. ниже «Алгоритм», п.4).

    Критерий 4. Качество письменной речи. Избегайте речевых ошибок, особенно повторов, неудачного употребления местоимений, и стилевой лексики.

    Критерий 5. Грамотность. Учитываются грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки. «Незачёт» ставится, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок данных типов.

    Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям 1 и 2 («незачёт» по одному из них ведет к «незачёту» за всю работу), а также дополнительно

    «зачёт» по одному из критериев 3-5.

    Алгоритм работы над итоговым сочинением

    1.

    Из шести предложенных тем выбираю только те, в которых ПОНЯТНЫ все слова по раздельности и общий смысл.

    2.

    К оставшимся понятным темам подбираю по два литературных аргумента. Оставляю те, к которым подобрал два ПРОЧИТАННЫХ произведения.

    3.

    Выбираю одну ПОНЯТНУЮ тему с двумя ПРОЧИТАННЫМИ произведениями в качестве аргументов. Если формулировка темы сочинения утвердительная, перевожу её в

    ВОПРОСИТЕЛЬНУЮ.

    4.

    Составляю план:

    1. й абзац: вступление. Раскрываю тему и ключевые слова, объясняю, о чем собираюсь рассуждать.
    2. й абзац: 1-й литературный аргумент + 1-й микровывод (ответ на вопрос темы с опорой на 1- й литературный пример)
    3. й абзац: 2-й литературный аргумент + 2-й микровывод (ответ на вопрос темы с опорой на 2- й литературный пример)
    4. й абзац: общий вывод – тезис, т.е. ответ на вопрос темы, складывающийся из микровывода 1

    + микровывода 2.

    (Если ответ на вопрос дан сразу в первом абзаце, вывод может быть об

    актуальности/сложности/неоднозначности темы, эмоциональным откликом на нее).

    5.

    Пишу сочинение.

    6.

    Проверяю:

    1. количество слов (от 270 и выше, для дополнительных баллов в вузе – более 350!)
    2. наличие четкого ответа на вопрос сочинения (КАК, ЗАЧЕМ, СОГЛАСНЫ ЛИ…)
    3. наличие названий и авторов произведений - литературных аргументов
    4. логичность работы (не должно быть противоречивых суждений)
    5. устраняю речевые недочеты (повторы, неудачные местоимения, иностилевые слова)
    6. проверяю грамотность, при необходимости используя ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.

    7.

    После внесённых исправлений перепроверяю количество слов.

    ПАМЯТКА

    учителю по проверке

    итогового сочинения 2024-2025 учебного года

    Критерии оценивания сочинения «зачёт» – «незачёт»

    ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ ЗАЧЁТА:

    Требование 1. Объем итогового сочинения (незачёт – менее 250 слов). Правила подсчета те же, что в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

    Требование 2. Самостоятельность написания итогового сочинения. Критерий 1. Соответствие теме.

    Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала. А также зачёт по одному из критериев 3-5:

    Критерий 3. Композиция и логика рассуждения.

    Критерий 4. Качество письменной речи.

    Критерий 5. Грамотность.

    Критерий 1. Соответствие теме

    • «Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нём нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в нём не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

    Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

    • «Незачёт» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нём существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

    Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

    • «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

    Критерий № 4 «Качество письменной речи»

    • Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

    «Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется

    «зачёт».

    Критерий № 5 «Грамотность»

    • «Незачёт» ставится, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. На оценку сочинения по данному критерию распространяются положения о негрубых и однотипных ошибках.

    Количество допустимых для получения «зачёта» ошибок определяется по формуле: О = Кс

    0,05 , где: О – количество возможных ошибок для «зачёта»; Кс – количество слов в итоговом сочинении;

    0,05 – значение по количеству возможных ошибок (более 5 ошибок на 100 слов).

    Полезные ресурсы:

      • Итоговое сочинение 2023-2024: материалы ФИПИ https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie
      • Темы итоговых сочинений прошлых лет

    https://4ege.ru/sochinenie/65826-temy-itogovogo-sochinenija-po-trem-razdelam-banka-fipi.html

    24 ноября в 17:30 состоится прямой эфир для родителей по вопросу «Особенности проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов на территории Рязанской области в 2024 году» в группе Образование Рязанской области
    С объявлением о сроках и местах подачи заявлений об участии в экзаменах и заявлений об участии в ЕГЭ, местах регистрации на сдачу ЕГЭ для участников ЕГЭ на территории Рязанской области в 2024 году вы можете ознакомиться в приложенном файле

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie